1999-11-23T15:46:19+10:00 1999-11-23T15:46:19+10:00

Леонид Илюхин: «Бум любительской фотосъемки проходит»

О фотографе, который стал живой визиткой Владивостока

Константин ЛЫКОВ |  «Бум любительской фотосъемки проходит»
Константин ЛЫКОВ
Анкета
Илюхин Леонид Васильевич, 62 года.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Зейский район, село Овсянка.
КЕМ ХОТЕЛ СТАТЬ В ДЕТСТВЕ: офицером ВМФ.
ОБРАЗОВАНИЕ: среднее техническое.
КАРЬЕРА: фотографией увлекается с 14 лет, профессиональный фотограф.
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, двое детей, внук.
АВТОМОБИЛЬ: "Тойота Краун" (универсал).
ХОББИ: собирает ордена, медали и монеты.
СРЕДСТВО ОТ СТРЕССОВ: кофе.

Наверное, редко кто может похвастаться, что видел в лицо всех жителей Владивостока. Этот человек - может. Его зовут Леонид Илюхин и последние 30 лет он работает у подножия памятника на площади Борцов за власть Советов.

Илюхин один из тех фотографов, к кому обращаются, когда хотят запечатлеть важные, торжественные или просто хорошие минуты своей жизни. Коллеги, поздравлявшие Леонида Васильевича с 30-летием "фотовахты", сравнили его с солдатом на постаменте - подобно уникальному памятнику Илюхин, которого можно встретить на центральной площади практически в любую погоду, давно уже сам стал неотъемлемой частью Владивостока. Одним из своеобразных символов города.

Под бронзовым знаменем

В его трудовой книжке по сей день можно увидеть лишь одну запись - "Принят в 1969 году фотографом...". Демобилизовавшись из армии, 22-летний Леонид устроился в небольшое фотоателье в центре Владивостока, и вскоре, сдав, как тогда говорили "на разряд", стал профессиональным фотографом. Как раз в то время уже появилась такая услуга, как съемки населения на улицах, и фотографы владивостокского фотообъединения начали работать во всех местах массового скопления народа - в Спортивной гавани, на Корабельной набережной и Центральной площади. Последняя, с водруженным на ней за несколько лет до того новеньким знаменосцем работы скульптора Тенеты, пользовалась у публики большой популярностью. Так что заказов у работавших на площади фотографов хватало. Как вспоминает Илюхин, в день, бывало, и две пленки снимали... Сегодня ситуация изменилась в худшую сторону. Заказов стало настолько мало, что если очень "повезет", на одной пленке можно проработать целую неделю.

В былые времена люди снимались у мастеров объектива гораздо больше и охотнее. Фотоаппараты хотя и продавались, но сложность обращения с ними и необходимость самостоятельно возиться с проявкой и печатью снимков многих смущала. Тем более, что в то время практически не существовало камер, подобно нынешним "мыльницам", ничего не требовавших от пользователя кроме "навел - и щелкай". Поэтому пользовались довольно дешевыми в ту пору услугами государственных фотолабораторий.

Любопытно, но появление фотографов в местах массового скопления трудящихся было лишь одним из проявлений активной деятельности созданного как раз в то время "Примкрайфото", в которое входили все государственные фотоателье и лаборатории края. В те годы существовали городские Фотобюро и фабрика фоторабот, специалисты которой обслуживали не только Владивосток, но и все Приморье. Сегодня от прежнего "монстра-монополиста" не осталось и следа, его место заняли многочисленные частные фотолаборатории, в том числе "Империя "Фаст", а фирма, где сегодня работает Илюхин, называется ООО "Ракурс".

Интересно, что в фотоателье Илюхин действительно, как раньше говорили, "нашел свою судьбу". Причем, не только в смысле большого и интересного дела на всю жизнь. Однажды к нему пришла фотографироваться на паспорт девушка. Случайная встреча оказалась Судьбой - 6 декабря фотограф и Таня, немногим больше года спустя после первой встречи ставшая его женой, собираются отмечать свою "фарфоровую" свадьбу.

"Сняться не желаете?"

Самые "урожайные" для уличных фотографов места – Корабельная набережная и Спортивная гавань. Именно здесь собирается самое большое количество клиентов. В советскую пору большим спросом у публики пользовался Вечный огонь. Вначале - у памятника морякам торгового флота, позже, когда рядом с подводной лодкой С-56 сделали мемориал, фотографы работали и там. Было даже время, когда фотографы службы быта постоянно дежурили у ростральной колонны на въезде в город.

Центральная площадь, где безраздельно "царит" Илюхин, привлекает людей все больше, особенно на военные праздники и показы различной боевой техники. До недавнего времени, признается сам фотограф, работать было вообще трудно. С тех пор, как бронзовых революционеров обнесли для безопасности забором, снимать приходилось так, чтобы и памятник показать, и безобразную изгородь из кадра "увести". Сейчас, по счастью, проблемы больше нет. Хотя восстановленный памятник из-за своей окраски и напоминает гипсовую статую, фотографируются на его фоне по-прежнему охотно.

Особенной популярностью услуги фотографа пользуются во время новогодних празднеств. Кстати говоря, детворе Илюхин знаком все больше в роли одного из лучших в городе Дедов Морозов. В эти дни "дядя Леня" работает со своим постоянным коллегой по площади, фотографом Олегом Нестеровым - сам наряжается в красный тулуп с огромной белой бородой, а напарник фотографирует его вместе с визжащей от радости детворой и довольными родителями. Интересно, что многие из тех, кто сегодня водит своих детей на площадь запечатлеться у Леонида Илюхина, в свое время сами были теми детьми, которых он когда-то снимал на фоне одной из главных городских достопримечательностей. Думается, редко в каком доме не отыщется хотя бы одной, сделанной им фотографии. О том же, сколько человек отснял за свои 30 лет на центральной площади Владивостока, Илюхин не может сказать даже приблизительно. По некоторым подсчетам, перед объективом его фотоаппарата перебывали как минимум девять из каждых десяти горожан...

Среди клиентов сегодня преобладают, как правило, влюбленные парочки. На втором месте по количеству желающих сняться обычно стоят приезжающие в город родители служащих здесь солдат и матросов. Третье место с успехом делят просто приезжие и что-нибудь празднующие граждане. Четвертое и последнее место – уже много лет за молодоженами.

"Зенит" стерпит все и всех

Чем снимали и на какую пленку - это целая история. Когда Илюхин впервые встал на свою "вахту" на площади, в руках у него была популярная среди профессионалов (не только в ту пору, но и по сей день тоже) заслуженная репортерская камера "Москва-5". Снимала она, если кто не знает, на широкоформатную пленку. Поначалу все публичные съемки выполнялись только на черно-белую пленку большого формата. Почему - понять нетрудно; качество как самой пленки, так и имевшейся в ту пору оптики позволяло таким способом добиваться наилучшего результата с наименьшими затратами.

Как вспоминает старый городской фотограф, за минувшие 30 лет он и его коллеги перепробовали и передержали в руках практически все выпускавшиеся промышленностью камеры. Хотя предпочитали, по известным уже причинам, работать все больше с широкой пленкой. Обычные 35-миллиметровые камеры стали использовать где-то с середины 70-х, когда фотоателье начинали переходить на цветную фотопленку. Многие, наверное, помнят снимки того времени. Пусть сизо-синие, отдающие сильным фиолетовым оттенком, но тем не менее цветные, они все равно казались каким-то чудом.

Сегодня Леонид Илюхин снимает, как и 10-15 лет назад, стареньким, но по-советски надежным "Зенитом". Парадоксально, но при всех своих недостатках и огрехах, многократно руганная отечественная фотоаппаратура имеет немало достоинств. Одно из которых - надежность. В особенности зимой, когда современнейшие японские "кэноны", "никоны" и "минольты" просто не выдерживают российских холодов.

Недавно Илюхин первым среди городских фотографов службы быта выпустил набор из шестнадцати открыток, посвященных, разумеется, Владивостоку. Как он сам говорит, все снимки делались хотя и с использованием импортной оптики, но обычной, выпущенной еще в советское время камерой "Киев-19".

Чужие здесь не ходят

"Чужие" фотографы на площади хотя и появляются, но крайне редко и, как правило, долго не задерживаются. В прежние годы их "гоняли" инспектора ОБХСС, бдительно следившие за попытками граждан извлекать так называемые нетрудовые доходы, и милиция, в которую по итогам деятельности "фотошаровиков" иной раз поступали жалобы от граждан. Сегодня посторонних вытесняют, по обыкновению, сами постоянные фотографы - "рынок" давно уже поделен, и сколько-нибудь серьезного передела в ближайшие годы здесь просто не предвидится. Впрочем, Илюхин конкурентов, буде таковые время от времени "проявляются", не трогает. За него это делает сама среда обитания, а точнее - приморская погода, перепады которой далеко не каждый выдержит. Сам же один из старейших городских фотографов Владивостока привык находиться у подножия памятника Борцам ежедневно. На работу он приходит где-то к полудню, когда устанавливается подходящая для съемок погода и остается на площади в зависимости от погоды и сезона до 17-18 часов.

Самым большим конкурентом для профессиональных фотографов стали расплодившиеся в последние годы автоматические фотолаборатории и доступные даже тем, кто совершенно не умеет снимать, "мыльницы" и одноразовые аппаратики. В итоге, порой простояв целый день на площади, фотограф больше занимается тем, что по просьбе граждан нажимает на кнопки их фотоаппаратов. Впрочем, бум любительского фотографирования медленно, но верно проходит. Люди снова возвращаются к тому, что на всякого рода торжества и праздники, вроде свадеб и юбилеев, лучше всего приглашать все же профессионалов.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ